Комментарий к статье 916. Исполнение постановления об административном выдворении из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Исполнение постановления об административном выдворении из Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства производится путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого лица из Республики Казахстан.
Расходы по выдворению несут выдворяемые незаконные иммигранты, физические или юридические лица, пригласившие иммигранта в Республику Казахстан. В случаях отсутствия либо недостаточности средств у названных лиц для покрытия расходов по выдворению финансирование соответствующих мероприятий производится за счет бюджетных средств.
В соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, ответственной за вывоз с территории Республики Казахстан лиц, въехавших без права въезда, является транспортная организация, доставившая данных лиц.
2. Лицо, не исполнившее решение суда о выдворении и не покинувшее территорию Республики Казахстан в указанный в решении срок, подлежит выдворению в порядке, установленном законодательством.
3. Если передача выдворяемого лица представителю иностранного государства не предусмотрена договором Республики Казахстан с указанным государством, выдворение осуществляется в месте, определяемом Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК.
4. О выдворении иностранцев или лиц без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан уведомляются власти иностранного государства, на (через) территорию которого указанное лицо выдворяется, если выдворение предусмотрено договором Республики Казахстан с указанным государством.
5. Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде двухстороннего или одностороннего акта.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________
Статья содержит в себе ряд правовых положений, определяющих порядок исполнения постановления об административном выдворении из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства.
Первый абзац части 1 рассматриваемой статьи устанавливает условие исполнения выдворения, как контролируемого процесса самостоятельного выезда выдворяемого лица из Республики Казахстан. На основании ст. 917 КоАП исполнение постановления об административном выдворении правонарушителей возложено на органы внутренних дел и Пограничную службу Комитета национальной безопасности РК.
На основании ст. 28 Закона РК от 19 июня 1995 года "О правовом положении иностранцев" иностранец обязан покинуть Республику Казахстан в срок, указанный в этом решении. Исполнение решения суда о выдворении из Республики Казахстан в таком случае производится путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого лица или принудительного выдворения лица из Республики Казахстан. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдворении, не покинет территорию Республики Казахстан в указанный в решении срок, оно подлежит с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке.
Лица, задержанные в административном порядке, содержатся в специальных помещениях, деятельность которых регулируется приказом Министра внутренних дел РК от 24 июля 2018 года № 531.
При вынесении решения об административном выдворении за пределы Республики Казахстан в постановлении указывается разумный срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должны покинуть территорию Республики Казахстан.
Согласно нормативному постановлению Верховного Суда РК от 20 апреля 2018 года №5 "О постановлении суда по делу об административном правонарушении", течение разумного срока начинается с момента вступления постановления о выдворении в законную силу. В соответствии с пп. 4) ст. 883 КоАП, постановление суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан вступает в законную силу после оглашения. В случае если выдворение назначено в качестве дополнительного взыскания к основной мере взыскания, постановление суда вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или не принесено апелляционное ходатайство.
Второй абзац ч. 1 исследуемой статьи предусматривает порядок финансирования процесса выдворения иностранцев. Во-первых, расходы по выдворению несут выдворяемые незаконные иммигранты, физические или юридические лица, пригласившие иммигранта в Республику Казахстан.
Во-вторых, в случаях отсутствия либо недостаточности средств у названных лиц для покрытия расходов по выдворению финансирование соответствующих мероприятий производится за счет бюджетных средств.
Понятие принимающих и приглашающих лиц определено Законом РК от 22 июля 2011 года "О миграции населения":
1) принимающее лицо - гражданин Республики Казахстан, иностранец и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, или юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Казахстан, ходатайствующие о приглашении иммигрантов в Республику Казахстан для временного проживания и (или) предоставляющие место для их проживания (п. 10-1 ст. 1);
2) приглашающее лицо - лицо, проживающее в Республике Казахстан и содействующее въезду членов своей семьи в Республику Казахстан с целью воссоединения семьи (п. 21 ст. 1).
Согласно ст. 27 Закона РК от 22 июля 2011 года "О миграции населения", приглашающими лицами могут быть следующие лица:
1) граждане Республики Казахстан;
2) этнические казахи и бывшие соотечественники, временно проживающие на территории Республики Казахстан;
3) иммигранты, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, и бизнес-иммигранты.
Расходы по выдворению несут выдворяемые незаконные иммигранты, физические или юридические лица, пригласившие незаконного иммигранта в Республику Казахстан либо использовавшие его труд на момент установления факта незаконного пребывания иммигранта в Республике Казахстан. В случаях отсутствия либо недостаточности средств у названных лиц для покрытия расходов по выдворению финансирование соответствующих мероприятий производится за счет бюджетных средств, при этом затраченные на выдворение средства подлежат возмещению в судебном порядке по искам заинтересованных государственных органов к вышеназванным лицам.
В смету расходов, связанных с выдворением иностранца или лица без гражданства, включается стоимость:
1) проездных документов для иностранца или лица без гражданства, а также сопровождающих его сотрудников органов внутренних дел;
2) оформления документов и совершения иных действий, связанных с выдворением.
Последний абзац ч. 1 ст. 916 КоАП гласит, что в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, ответственной за вывоз с территории Республики Казахстан лиц, въехавших без права въезда, является транспортная организация, доставившая данных лиц.
В пункте 1 нормативного постановления Верховного Суда РК от 13 декабря 2013 года № 4 "О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан" перечислены международные конвенционные документы. Судам также необходимо руководствоваться Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), Конвенцией о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств–участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 14 ноября 2008 года), Договором о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998 года), и другими международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Часть 2 исследуемой статьи является бланкетной и гласит, что лицо, не исполнившее решение суда о выдворении и не покинувшее территорию Республики Казахстан в указанный в решении срок, подлежит выдворению в порядке, установленном законодательством. Редакция этой нормы была изменена Законом РК от 28 декабря 2017 года № 127-VI "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях".
В случае неисполнения решения суда лицо не покинуло территорию Республики Казахстан, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 430 УК РК "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа", где в качестве наказания предусмотрена санкция вплоть до лишения свободы. И после исполнения уголовного наказания все же выдворяется за пределы государства добровольно или же в принудительном порядке.
Принудительное же исполнение вступившего в законную силу приговора суда по выдворению за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства производится в принудительном порядке, в порядке ст. 70 УИК РК. Выдворение осуществляется путем препровождения выдворяемого иммигранта до Государственной границы Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством РК, с установлением запрета на въезд на территорию Республики Казахстан сроком на пять лет.
Порядок принудительного выдворения утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2017 года № 175 "Об утверждении Правил выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства в принудительном порядке". Органы внутренних дел в течение трех рабочих дней с момента получения соответствующей информации проводят мероприятия по организации выдворения иностранца или лица без гражданства (определение маршрута, места пересечения Государственной границы и приобретение проездных билетов), а также информируют Пограничную службу Комитета национальной безопасности РК о предстоящем выдворении.
Выдворение иностранца или лица без гражданства осуществляется путем его препровождения органами внутренних дел до пункта пропуска через Государственную границу на железнодорожном транспорте. При отсутствии железнодорожного сообщения (маршрута) выдворение осуществляется иными видами транспорта (воздушным, автомобильным или водным). В случае нахождения выдворяемого иммигранта в одном населенном пункте с пунктом пропуска через Государственную границу, его препровождение осуществляется на автомобильном транспорте или в пешем порядке.
Частью 3 комментируемой статьи предусматриваются правовые основания передачи выдворяемого лица представителю иностранного государства, если передача не предусмотрена договором Республики Казахстан с указанным государством. В этом случае место передачи выдворяемого определяется Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК.
Пограничная служба осуществляет пропуск указанной категории иностранцев или лиц без гражданства через Государственную границу в соответствии с требованиями Закона РК от 16 января 2013 года "О государственной границе Республики Казахстан".
Часть 4 рассматриваемой статьи обязывает сотрудников пропуска через Государственную границу Республики Казахстан уведомлять власти иностранного государства о выдворении иностранцев или лиц без гражданства, на (через) территорию которого указанное лицо выдворяется. Обязательным условием таких действий должен являться договор Республики Казахстан с иностранным государством, на (через) территорию которого указанное лицо выдворяется.
На основании ст. 28 Закона РК от 19 июня 1995 года "О правовом положении иностранцев" предусмотрен такой порядок передачи выдворяемого лица. Органы внутренних дел, осуществляющие исполнение решения суда о выдворении в принудительном порядке, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан производят передачу выдворяемого иностранца или лица без гражданства Пограничной службе Комитета национальной безопасности РК для официальной передачи иностранца или лица без гражданства представителю власти иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.
Часть 5 предусматривает порядок оформления факта передачи лица, выдворенного с территории Казахстана. Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде двухстороннего или одностороннего акта.
Такой порядок закреплен в п. 8 Правил выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства в принудительном порядке, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2017 года № 175.
Согласно Закону РК от 16 января 2013 года "О государственной границе Республики Казахстан", в пункте пропуска через Государственную границу должностные лица органов внутренних дел и Пограничной службы составляют акт о выдворении за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, который ими подписывается после пересечения выдворяемым иммигрантом Государственной границы.
Статья 917. Органы, осуществляющие исполнение постановления об административном выдворении из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства
Постановление об административном выдворении из Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства исполняется:
1) Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 510 (частью четвертой), 513 (частью второй), 514 (частью второй), 516 (частью второй), 517 (частями второй, четвертой, шестой, седьмой) настоящего Кодекса;
2) органами внутренних дел при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 109, 449 (частью третьей), 490 (частями третьей, седьмой), 495 (частью второй), 496 (частями второй и третьей), 510 (частью четвертой), 517 (частями второй, четвертой, пятой) настоящего Кодекса.
Субъектами административного правонарушения, к которым может быть применена мера административного взыскания в виде выдворения из Республики Казахстан, являются иностранцы и лица без гражданства, понятия которым дано в ст. 2 Закона РК от 19 июня 1995 года "О правовом положении иностранцев". Иностранцами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.
Согласно ст. 42 КоАП, административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства может применяться в качестве основного или дополнительного административного взыскания, налагаемого в порядке и по основаниям, установленным Особенной частью КоАП.
Исполнение комментируемого вида административного взыскания следует отличать от выдворения иностранцев, применяемого в порядке гражданского и уголовно-процессуального законодательства. Такие разъяснения даны нормативным постановлением Верховного Суда РК от 13 декабря 2013 года № 4 "О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан".
По содержанию административное выдворение и выдворение в порядке гражданского судопроизводства представляют собой принудительное или контролируемое уполномоченными органами самостоятельное перемещение иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан, осуществляемое на основании постановления (решения) суда за совершение административного правонарушения либо нарушения законодательства. При рассмотрении дел о выдворении иностранцев и лиц без гражданства необходимо разграничивать административное выдворение, применяемое в порядке реализации норм КоАП, и выдворение, осуществляемое в порядке особого производства, предусмотренного ГПК.
Частью 1 рассматриваемой статьи предусмотрены правовые основания исполнения выдворения Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК за следующие административные правонарушения:
1) нарушение пограничного режима в пограничной зоне и порядка пребывания в отдельных местностях (ч. 4 ст. 510);
2) нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (ч. 2 ст. 513);
3) нарушение режима Государственной границы Республики Казахстан (ч. 2 ст. 514);
4) неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Республики Казахстан (ч. 2 ст. 516);
5) нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения (части 2, 4, 6, 7 ст. 517).
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает правовые основания исполнения выдворения органами внутренних дел за следующие административные правонарушения:
1) осуществление иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах (ст. 190);
2) приставание в общественных местах (ч. 3 ст. 449);
3) нарушение законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях (части 3, 7 ст. 490);
4) представление заведомо ложных сведений в государственные органы Республики Казахстан при получении документов, удостоверяющих личность, либо при подаче заявления для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан или о приеме в гражданство Республики Казахстан либо восстановлении в гражданстве Республики Казахстан (ч. 2 ст. 495);
5) нарушение законодательства Республики Казахстан о гражданстве;
6) нарушение пограничного режима в пограничной зоне и порядка пребывания в отдельных местностях (части 2, 3 ст. 496);
7) нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения (части 2, 4 ст. 517).
Сроки, устанавливаемые судом для выдворения, должны быть разумными. При определении срока, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должно покинуть территорию Республики Казахстан, необходимо учитывать особенности финансирования процедур выдворения.
Из вышеперечисленных статей КоАП видно, что по отдельным правонарушениям выдворение осуществляют органы внутренних дел с Пограничной службой Комитета национальной безопасности РК. Органы внутренних дел, осуществляющие исполнение решения суда о выдворении в принудительном порядке, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан производят передачу выдворяемого иностранца или лица без гражданства Пограничной службе Комитета национальной безопасности РК для официальной передачи иностранца или лица без гражданства представителю власти иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.
Исполнение решения суда о выдворении из Республики Казахстан в таком случае производится путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого лица или принудительного выдворения лица из Республики Казахстан в порядке, предусмотренном ст. 916 КоАП. Механизм выдворения подробно утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2017 года № 175 "Об утверждении Правил выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства в принудительном порядке". В пункте пропуска через Государственную границу должностные лица органов внутренних дел и Пограничной службы составляют акт о выдворении за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, который ими подписывается после пересечения выдворяемым иммигрантом Государственной границы.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда