Комментарий к статье 109. Осуществление иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
Осуществление иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, –
влечет штраф на физических лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей с административным выдворением за пределы Республики Казахстан или без такового, на юридических лиц – в размере одной тысячи месячных расчетных показателей.
В пунктах 1 и 2 статьи 3 Конституции закреплено, что единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Осуществление иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах, напрямую нарушает суверенитет государства.
В специальной литературе отмечается, что суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости. Суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении – на всю территорию государства.
Верховенство воли народа выражается в том, что народ путем принятия Конституции и через иные правовые акты определяет весь строй конституционных отношений, устанавливает формы государства, формирует органы государственной власти и местного самоуправления, контролирует их деятельность.
Вмешательство в управление делами государства иностранцев, лиц без гражданства, зарубежных и международных организаций означало бы нарушение суверенитета Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 2 Закона РК от 19 июня 1995 года № 2337 "О правовом положении иностранцев" иностранцами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.
Согласно абз. 3 ст. 3 Закона РК "О правовом положении иностранцев" "использование иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Казахстан, правам и законным интересам ее граждан и других лиц и неотделимо от исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Республики Казахстан".
Иностранцы в Республике Казахстан не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах (ст. 19 Закона РК "О правовом положении иностранцев").
В ст. 29 Закона РК "О правовом положении иностранцев" закреплено, что "положения настоящего Закона распространяются на лиц без гражданства, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан".
Согласно официальным данным МИД Республика Казахстан является участником более 70 международных и региональных организаций, фондов, программ и агентств: Организация Объединенных Наций (ООН), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Подготовительная комиссия Организации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) (статус наблюдателя), Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная туристская организация(ЮНВТО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международная морская организация (ММО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международное эпизоотическое бюро (МЭБ), Международная организация по стандартизации, Международная организация по миграции (MOM), Международная финансовая корпорация (МФК), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная полиция (ИНТЕРПОЛ), Всемирная продовольственная программа (ВПП ), Программа развития ООН (ПРООН), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Межпарламентский Союз, Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), Движение неприсоединения (в качестве наблюдателя), Международная ассоциация развития (МАР), Международный комитет Красного Креста, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международное аагентство по возобновляемой энергии (IRENA), Международное бюро выставок, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Программа ООН по СПИДу (ООН/СПИД), Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), Центр по международной торговле (ЦМТ), Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), Международная организация гражданской обороны (МОГО), Международная организация по законодательной метрологии, Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международный научно-технический центр (МНТЦ), Международный Олимпийский Комитет, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР/EBRD), Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития (ИБР/IOВ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Исламского Сотрудничества (ОИС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Региональный центр ООН по вопросам мира и разоружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), Центрально-Азиатский фонд развития менеджмента, Азиатский центр по уменьшению стихийных бедствий (ADRC), Ассоциация организаторов выборов в странах Центральной и Восточной Европы (АСЕЕЕО), Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), Международная ассоциация по развитию сотрудничества с учеными Новых Независимых Государств (INTAS), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Международная комиссия по ирригации и дренажу (МКИД), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международный совет по законодательству в сфере охраны окружающей среды, Региональная ассоциация органов регулирования энергетики Центральной, Восточной Европы и Евразии (ERRA), Международный статистический институт (МСИ), Международный союз армейского спорта.
Таким образом, общим объектом комментируемого состава административного правонарушения является установленный порядок проведения выборов в Республике Казахстан. Родовым объектом данного правонарушения являются общественно-правовые отношения, возникающие при процедуре выдвижения, избрания кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список.
Объективная сторона выражается в действиях, которые:
- препятствуют и (или) способствуют выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список,
- препятствуют и (или) способствуют достижению определенного результата на выборах.
Субъективная сторона выражается в том, что данное правонарушение совершается умышленно.
Субъект административного правонарушения специальный – иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и международная организация.
В отношении иностранцев и лиц без гражданства возможно применение, помимо штрафа, административного выдворения за пределы Республики Казахстан.
В абз. 3 ч. 2 ст. 829-14 КоАП указано, что "постановление суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан вступает в законную силу со дня его вынесения и служит основанием для выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан. В нем также указывается срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должны покинуть территорию Республики Казахстан".
Согласно пп. 4) ст. 883 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступают в законную силу после оглашения постановления о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан.
В п. 28 нормативного постановления Верховного Суда РК от 20 апреля 2018 года № 5 "О постановлении суда по делу об административном правонарушении" разъясняется, что "в случае, если выдворение назначено в качестве дополнительного взыскания к основной мере взыскания, постановление суда вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или не принесено апелляционное ходатайство".
В соответствии с ч. 1 ст. 805 КоАП административные правонарушения, предусмотренные ст. 109 КоАП, относятся к делам, по которым прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1. ст. 684 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных, предусмотренные ст. 109 КоАП, рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
В тоже время, протокол об административном правонарушении не составляется при обращении физических лиц с заявлением о восстановлении нарушенных прав по ст. 109 КоАП. Дело в таком случае рассматривается судом без составления протокола о правонарушении (пп. 4) ч. 1 ст. 807 КоАП).
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020 Дата принятия акта: 01.01.2020 Место принятия: 100050000000 Орган, принявший акт: 103001000000 Регион действия: 100000000000 Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5 Статус акта: new Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000 Форма акта: КОММ / КОД Юридическая сила: 1900 Язык акта: rus
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации, составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информаций свяжитесь с Адвокатом / Юритом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Арбитражные Юридическая компания Казахстан контора Судебные дела