О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан
В целях единообразного толкования и применения норм права об исключении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан по результатам обобщения судебной практики пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановило:
Судами установлено, что законодательство Республики Казахстан, регулирующее вопросы выдворения иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан при рассмотрении дел указанной категории, основано на Конституции Республики Казахстан и регламентирует положения Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее-ГПК), кодекса Республики Казахстан» Об административных правонарушениях " (далее – КоАП), содержит нормы Закона Республики Казахстан от 19 июня 1995 года» О правовом положении иностранцев", других нормативных правовых актов.
Суды также подписали международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 14 ноября 2008 г.), Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва 28 апреля 1998 года) и других международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан
В соответствии с законом» О правовом положении иностранцев " иностранцем признается лицо, не являющееся гражданином Республики Казахстан и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Республики Казахстан и не имеющее доказательств своего отношения к гражданству другого государства (статья 2). 3.пункт 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года» О нормативных правовых актах " определяет, что каждый из нормативных правовых актов низкого уровня не должен противоречить нормативным правовым актам высокого уровня. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 настоящего Закона при наличии противоречий в нормах нормативных актов различного уровня применяются нормы акта более высокого уровня. Как следует из указанных норм, статья 28 Закона «О правовом положении иностранцев», противоречащая КоАП и ГПК, не подлежит применению не только судом, но и уполномоченными на это государственными органами в части принятия решения о выдворении иностранцев или лиц без гражданства.
Административное выдворение и выдворение в порядке гражданского судопроизводства означает принудительное выдворение иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан, осуществляемое на основании постановления (решения) суда за совершение административного правонарушения по содержанию или нарушение законодательства, или их самостоятельное прохождение под контролем уполномоченных органов.
При рассмотрении дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства необходимо различать административное отлучение, применяемое в порядке реализации норм КоАП, и выдворение, осуществляемое в порядке особого производства, предусмотренного ГПК.
Административное выдворение иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан может применяться в качестве основного или дополнительного административного взыскания, выдаваемого в порядке и по основаниям, установленным особым разделом КоАП.
К применению исключения относятся: осуществление иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, достижению определенного результата на выборах (статья 102-3); нарушение законодательства об общественных объединениях (статья 374); нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях ( ст. 375); представление заведомо ложных сведений государственным органам Республики Казахстан при получении документов, удостоверяющих личность, либо для получения разрешения на постоянное жительство в Республике Казахстан или при подаче заявления о приеме в гражданство Республики Казахстан либо восстановлении в гражданстве Республики Казахстан (Статья 380); нарушение законодательства Республики Казахстан О гражданстве (статья 380 - 2); нарушение режима на пунктах пропуска через границу (статья 391); нарушение режима государственной границы Республики Казахстан (Статья 391-1); основанием является нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Казахстан (Статья 394); нарушение правил привлечения иностранной рабочей силы в Республике Казахстан и незаконное осуществление трудовой деятельности иностранцем или лицом без гражданства (статья 396).
Дело об административном удалении за пределы Республики Казахстан рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В соответствии с ч. 2 ст. 56 КоАП, если в ходе административного производства лицо, которое может быть отстранено административным путем, сообщит о совершении в отношении него деяния, признаваемого тяжким или особо тяжким преступлением в соответствии с Уголовным кодексом (далее-УК), то рассмотрение дела откладывается до принятия решения в порядке, установленном уголовно - процессуальным кодексом.
При рассмотрении дела, повлекшего исключение иностранца либо лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за совершение административного правонарушения, в обязательном порядке должно присутствовать лицо, привлекаемое к административной ответственности.. В течение разумного срока, указанного в решении об административном удалении, указанные лица должны покинуть территорию Республики Казахстан (ч. 2 ст. 651 КоАП). Под разумным сроком суды должны понимать срок, достаточный для исполнения постановления с учетом административной или уголовной ответственности, установленной иностранцем или лицом без гражданства за неисполнение принятого в отношении него решения о выдворении (ст. 394-1 КоАП, ст. 330-1 УК).
Часть 1 статьи 56 КоАП определяет, что ее положения не применяются в случае выдворения иностранцев или лиц без гражданства, действующего в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. В соответствии с частью 1 статьи 9 КоАП административные правонарушения и меры административно-правового воздействия, применяемые за их совершение, устанавливаются только настоящим Кодексом.
В случаях, кроме оснований и порядка, установленных КоАП, никто не должен привлекаться к административному наказанию, мерам административного воздействия или мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Из указанных правовых норм следует, что нарушение законодательства, проявляющееся в совершении административного правонарушения, предусматривающего административное исключение иностранца или лица без гражданства в рамках санкций, исключается из числа оснований для исключения лица в порядке гражданского производства.
Рассмотрение дел по заявлению органов внутренних дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан осуществляется в порядке особого производства (глава 36-4 ГПК). 12.заявление о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан подается органами внутренних дел в суд по месту пребывания (фактического пребывания) и (или) регистрации иностранцев или лиц без гражданства (ст. 317-12 ГПК).
В соответствии с частью 3 статьи 55 ГПК заявление о выдворении указанных лиц также может быть подано прокурором в связи с требованиями статьи 317-13 ГПК в заявлении о выдворении иностранцев или лиц без гражданства должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении законодательства Республики Казахстан. К заявлению о выдворении прилагаются документы, подтверждающие совершение указанными лицами фактов нарушения законодательства, к которым относятся правовые акты государственных органов, в том числе судебные решения, постановления, приговоры.
При вынесении решения о выдворении в порядке гражданского производства судам необходимо учитывать правонарушения, совершенные иностранцем или лицом без гражданства. Суды должны руководствоваться соответствующими нормами КоАП и УК о сроках снятия административного наказания, последствиях снятия и снятия судимости. Лицо не считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года с момента исполнения постановления суда (ст. 66 КоАП). Отмена или снятие подсудности отменяет все правовые последствия, связанные с подсудностью (ч. 7 ст. 77 УК).
Заявление о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан рассматривается судом в обязательном присутствии иностранца или лица без гражданства, а также прокурора в течение десяти дней с момента возбуждения дела. Неявка иностранца или лица без гражданства в судебное заседание является основанием для отсрочки рассмотрения дела, если в отношении него отсутствуют сведения о извещении (ч. 2 ст. 187 ГПК). Суд обязан объявить розыск (часть 2 статьи 135 ГПК), а также вправе приостановить производство по делу, если фактическое местонахождение этих лиц неизвестно и ходатайство об их высылке не может быть рассмотрено в установленный законом срок (подпункт 4) статьи 243 ГПК).
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации, составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела