Комментарий к статье 207-1. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Установление в тендерной документации (аукционной документации) к потенциальным поставщикам квалификационных требований, не предусмотренных порядком осуществления закупок, либо указание в тендерной документации (аукционной документации) либо в размещаемой информации при осуществлении закупок способом запроса ценовых предложений на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных порядком осуществления закупок, -
влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. Отказ от осуществления закупок в случаях, не предусмотренных порядком осуществления закупок, -
влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
3. Признание потенциального поставщика и (или) привлекаемых им субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг несоответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям тендерной документации (аукционной документации)по основаниям, не предусмотренным порядком осуществления закупок, -
влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
4. Неразделение при осуществлении закупок товаров, работ, услуг на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением случаев, предусмотренных порядком осуществления закупок, -
влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.
5. Подготовка экспертной комиссией по закупкам либо экспертом по закупкам заведомо ложного экспертного заключения, на основании которого принято незаконное решение тендерной комиссией (аукционной комиссией), -
влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
6. Осуществление закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о закупках в случаях, не предусмотренных порядком осуществления закупок, -
влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Примечания.
1. Под порядком осуществления закупок в настоящей статье следует понимать правила осуществления закупок, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе", или порядок осуществления закупок, предусмотренный Законом Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния".
2. Под должностными лицами в настоящей статье следует понимать:
1) в части первой - первых руководителей организатора закупок, заказчика или лиц, исполняющих их обязанности, и (или) лиц, непосредственно участвующих в разработке тендерной документации (аукционной документации);
2) в частях второй, четвертой и шестой - первых руководителей организатора закупок, заказчика или лиц, исполняющих их обязанности, ответственных за осуществление процедур организации и проведения закупок;
3) в части третьей - председателя тендерной комиссии (аукционной комиссии) и его заместителя, а также членов тендерной комиссии (аукционной комиссии), созданной организатором закупок товаров, работ и услуг национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.
3. Должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, в случае самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам контроля, проведенного Фондом национального благосостояния, централизованной службой по контролю за закупками, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения объекту контроля уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам контроля, проведенного Фондом национального благосостояния, централизованной службой по контролю за закупками.
Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.
Родовым объектом правонарушений, предусмотренных ст. 207-1 КоАП, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок осуществления торгово-закупочной деятельности в РК.
Непосредственным объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является установленный в законодательстве РК и охраняемый государством порядок осуществления закупок.
При этом, согласно приложению 1 к комментируемой статье, под порядком осуществления закупок в комментируемой статье следует понимать правила осуществления закупок, предусмотренные Законом РК "О государственном имуществе", или порядок осуществления закупок, предусмотренный Законом РК "О Фонде национального благосостояния".
Согласно п.4 ст. 166 Закона РК "О государственном имуществе", Закупки товаров, работ и услуг, в том числе размещение гарантированного заказа, национальным управляющим холдингом, за исключением Фонда национального благосостояния, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, за исключением Фонда национального благосостояния, национальному холдингу, национальной компании, а также социально-предпринимательскими корпорациями осуществляются на основе типовых правил закупок товаров, работ и услуг, утверждаемых Правительством РК (далее – "Правила закупок").
Согласно п. 1 и 2 ст. 19 Закона РК "О Фонде национального благосостояния", специальный порядок закупок товаров, работ и услуг, предусмотренный иными законодательными актами РК, не применяется к закупкам товаров, работ и услуг, осуществляемым Фондом и организациями, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд. Закупки товаров, работ и услуг Фондом и организациями, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд, производятся на основании правил, утверждаемых советом директоров Фонда (далее- "Правила закупок").
Заказчики – это национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании, а также социально-предпринимательские корпорации.
Организатор закупок – это заказчик в лице своего структурного подразделения, ответственного за выполнение процедур организации и проведения закупок, либо юридическое лицо, определенное заказчиком в целях выполнения процедур организации и проведения закупок.
Применительно к Фонду национального благосостояния и входящим в него организациям под Заказчиком понимается сам Фонд или организация, входящая в Холдинг, под Организатором закупок понимается юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от имени создавшего его юридического лица, определенное Заказчиком (Заказчиками) в целях выполнения процедур организации и проведения закупок.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 207-1 КоАП, в силу прямого указания об этом в санкциях и в примечании 2 к комментируемой статье, являются должностные лица заказчиков, организаторов торгов и созданных ими тендерных комиссий.
Субъективная сторона деяний, предусмотренных ст. 207-1 КоАП, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности совершивших эти деяния должностных лиц.
Составы правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются формальными. Для исчисления и наложения на правонарушителей штрафов по комментируемой статье нет необходимости устанавливать факт и размер причинения третьим лицам ущерба от совершения правонарушений.
Наложение административных взысканий за совершение правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, осуществляется Министерством финансов РК или судом, в случае рассмотрения дела в суде.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за установление в тендерной документации (аукционной документации) к потенциальным поставщикам квалификационных требований, не предусмотренных порядком осуществления закупок, либо указание в тендерной документации (аукционной документации) либо в размещаемой информации при осуществлении закупок способом запроса ценовых предложений на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных порядком осуществления закупок.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 207-1 КоАП, в силу прямого указания об этом в примечании 2 к комментируемой статьи, являются должностные лица - первые руководители организатора закупок, заказчика или лица, исполняющие их обязанности, и (или) лица, непосредственно участвующих в разработке тендерной документации (аукционной документации).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 207-1 КоАП, заключается в совершении должностным лицом противоправных действий в виде:
1) установления в тендерной документации (аукционной документации) к потенциальным поставщикам квалификационных требований, не предусмотренных порядком осуществления закупок, либо
2) указания в тендерной документации (аукционной документации) либо в размещаемой информации при осуществлении закупок способом запроса ценовых предложений на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам.
Нарушение должностным лицом, определяющим условия конкурсной (аукционной) документации, установленных в Правилах закупок запретов к порядку определения условий конкурсной (аукционной) документации образует оконченный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.
За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи лицо подвергается наказанию в виде штрафа.
Размер штрафа за совершение должностным лицом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 207-1 КоАП, составляет 50 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, его налагающим.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за отказ от осуществления закупок в случаях, не предусмотренных порядком осуществления закупок.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 207-1 КоАП, в силу прямого указания об этом в примечании 2 к комментируемой статьи, являются должностные лица - первые руководители организатора закупок, заказчика или лица, исполняющие их обязанности, ответственные за осуществление процедур организации и проведения закупок.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется совершением правонарушителем противоправных действий (бездействия), выражающихся в отказе от осуществления закупок в случаях, не предусмотренных порядком осуществления закупок.
В соответствии с порядком осуществления закупок должностные лица заказчиков и организаторов закупок обязаны осуществлять приобретение товаров, работ, услуг методом закупок, кроме установленных указанным порядком случаев.
Нарушение указанного требования образует оконченный состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 207-1 КоАП, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа.
Размер штрафа за совершение должностным лицом заказчика правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 207-1 КоАП, составляет 50 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, его налагающим.
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за признание потенциального поставщика и (или) привлекаемых им субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг несоответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям тендерной документации (аукционной документации)по основаниям, не предусмотренным порядком осуществления закупок.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 207-1 КоАП, в силу прямого указания об этом в примечании 2 к комментируемой статьи, являются должностные лица - председатель тендерной комиссии (аукционной комиссии) и его заместитель, а также члены тендерной комиссии (аукционной комиссии), созданной организатором закупок товаров, работ и услуг национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и организациями, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется совершением правонарушителем противоправных действий, выражающихся в признании потенциального поставщика и (или) привлекаемых им субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг несоответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям тендерной документации (аукционной документации)по основаниям, не предусмотренным порядком осуществления закупок.
По требованиям порядка осуществления закупок, не допускается признание потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг не соответствующим квалификационным требованиям по основаниям, не предусмотренным порядком осуществления закупок.
Соответственно, признание потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг не соответствующим квалификационным требованиям по каким-либо иным использованным заказчиком или организатором закупок основаниям образует оконченный состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.
За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 207-1 КоАП, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа.
Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 207-1 КоАП, составляет для должностных лиц 50 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, его налагающим.
Часть 4 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за неразделение при осуществлении закупок товаров, работ, услуг на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением случаев, предусмотренных порядком осуществления закупок.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 207-1 КоАП, в силу прямого указания об этом в примечании 2 к комментируемой статьи, являются должностные лица - первые руководители организатора закупок, заказчика или лица, исполняющие их обязанности, ответственные за осуществление процедур организации и проведения закупок.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, характеризуется совершением правонарушителем противоправных действий, выражающихся в неразделении при осуществлении закупок товаров, работ, услуг на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением случаев, предусмотренных порядком осуществления закупок.
По общим требованиям Порядка осуществления закупок, при составлении плана закупок заказчик обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания).
Исключение из данного общего правила составляют прямо предусмотренные в Правилах закупок случаи.
Нарушение обязанным лицом указанного требования к разделению товаров, работ, услуг на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания) образует оконченный состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи.
За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 207-1 КоАП, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа.
Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 207-1 КоАП, составляет для должностных лиц 10 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, его налагающим.
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за подготовку экспертной комиссией по закупкам либо экспертом по закупкам заведомо ложного экспертного заключения, на основании которого принято незаконное решение тендерной комиссией (аукционной комиссией).
Субъектами правонарушения по ч. 5 ст. 207 КоАП, в силу прямого указания об этом в комментируемой норме, являются эксперт или члены экспертной комиссии, готовящие экспертное заключение для тендерной комиссии (аукционной комиссии).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется совершением правонарушителем противоправных действий, выражающихся в подготовке экспертной комиссией по закупкам либо экспертом по закупкам заведомо ложного экспертного заключения, на основании которого принято незаконное решение тендерной комиссией (аукционной комиссией).
Назначенный эксперт или экспертная комиссия обязаны подготовить и представить заказчику или организатору закупок достоверное экспертное заключение по запрашиваемому от них предмету экспертизы.
Неисполнение экспертами или членами экспертной комиссии возложенной на них обязанности по подготовке и представлению достоверного экспертного заключения и представление взамен этого заведомо ложного экспертного заключения, на основании которого принято незаконное решение тендерной комиссией (аукционной комиссией), образует оконченный состав правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи.
За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 207-1 КоАП, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа.
Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 207-1 КоАП, составляет 50 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, его налагающим.
Часть 6 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за осуществление закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о закупках в случаях, не предусмотренных порядком осуществления закупок.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 207-1 КоАП, в силу прямого указания об этом в примечании 2 к комментируемой статьи, являются должностные лица - первые руководители организатора закупок, заказчика или лица, исполняющие их обязанности, ответственные за осуществление процедур организации и проведения закупок.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, характеризуется совершением правонарушителем противоправных действий в виде осуществления закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о закупках в случаях, не предусмотренных порядком осуществления закупок,
Закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о закупках осуществляются в случаях, прямо предусмотренных Правилами закупок. В иных случаях заказчик обязан производить закупки иными указанными в Правилах закупок способами.
Нарушение обязанным лицом указанных выше требований и запретов образует оконченный состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи.
За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 207-1 КоАП, правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа.
Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 207-1 КоАП, составляет для должностных лиц 50 МРП, является фиксированным и не подлежит изменению органом, его налагающим.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда